Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Осень» (Отрывок)

Пейзажные зарисовки А. С. Пушкина не только отображают красоту природы, но и являются фоном философских раздумий. Эта особенность демонстрируется и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Его изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Осень» по плану.

Анализ стихотворения «Осень» Пушкина

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1833 г., когда поэт пребывал в Болдино. В это время А. С. Пушкин чувствовал творческий подъем, в его блокнотах появилось много новых произведений.

Тема стихотворения – красота осени и зимы, которые противопоставляются лету; поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновенье, окрыляющем поэта в зимнее время. Формальная организация – 12 частей, 11 из которых – октавы, 1 – моностих.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.

Метафоры«роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят.

Эпитеты«чахоточная дева», «пышное увяданье», красота блистающая».

Сравнения«как поля, мы страждем от засухи».

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения Пушкина «Осень» могут быть дополнены Многомудрым Литреконом. А пока они предстают на страницах его анализа в таком виде:

  • Основной темой произведения «Осень» является, конечно, удивительное разнообразие природы и восхищение ею. Пушкин высказывает свою точку зрения о каждом времени года, поэтому можно сказать, что в произведении есть темы весны, осени, лета и зимы. О каждой поре автор высказался предельно ясно, что и отражено в предыдущем пункте разбора. Больше всего лирический герой ценит осень, на втором месте у него зима, а потом идет лето. Весне достается последнее место. Каждым описанием Пушкин подводит нас к мысли о том, что человек должен ощущать единение с природой, ценить её. Ведь окружающий мир очень разнообразен и интересен. Прелесть времен года заключается именно в наших ощущениях, поэтому нужно уметь насладиться каждым из них.
  • Также в стихотворении поднимается тема русского образа жизни. Автор перечисляет типично русские традиции и обычаи, делает акцент на том, как чувствует себя наш соотечественник в каждом времени года. «Здоровью моему полезен русской холод» — говорит он. Лирический герой повествует о своем досуге на природе: о прогулках верхом, о катании на коньках, о домашнем застолье, о вечернем чтении. Из этого стихотворения мы можем узнать, как проводили свои дни дворяне.
  • Тема поэта и поэзии тоже поднимается в стихотворении «Осень». Автор описывает, как и когда к нему приходит вдохновение. Осенью он сидит перед огнем в камине и читает. В этот момент его уносит воображение, и появляются поэтические грезы. В этом ему способствует русский холод, который позволяет сосредоточиться на работе и очистить ум. В финале поэт уже забывает об осени: его фантазия уносится в далекие страны и плывет туда… куда он заведет нас в своих следующих произведениях.
  • Также в стихотворении поднята проблема закономерности бытия. Пушкин не забывает, что вслед за рождением и рассветом приходят увядание и смерть. Поэт показывает, что осень проходит мимолётно подобно жизни чахоточной девы.
  • Вместе со светлым, жизнерадостным настроением в стихотворении присутствуют минорные мотивы

Средства художественной выразительности

В стихотворении автор использовал много эпитетов, создав очень красочный, насыщенный тест: «унылая пора», «прощальная краса», «свежее дыханье», «волнистая мгла» и т.д.

Для достижения необходимого художественного эффекта, поэт включил инверсии: «приятна мне твоя прощальная краса», «люблю я пышное природы увяданье» и т.д.

Есть и метафоры: «очей очарованье», «пышное природы увяданье».

Кроме того, стихотворение построено на олицетворении времен года.

Во-первых, автор оживляет осень, обращаясь непосредственно к ней в первом же стихе. Во-вторых, он так же олицетворяет и зиму строчкой «и отдаленные седой зимы угрозы».

Времена года воспринимаются Пушкиным как живые, что только добавляет тексту поэтичности, сказочности, отсылает его к русскому фольклору.

Главные герои и их характеристика

  • В роли лирического героя в данном стихотворении выступает рассказчик, через этот образ Пушкин делится с читателем тем, как он видит осень во всех её красках. Кроме того, лирический герой — это и есть Пушкин, и тем самым поэт позволяет себе писать все то, что он чувствует, когда наступает осенняя пора.
  • Также можно отдельно рассмотреть образ осени, как героя, который завлекает рассказчика своими красотами и не отпускает, пока времени года не приходит конец. Описание осени в высшей степени поэтично. Это особенное время года, поэт не может объяснить своей любви к ней и потому сравнивает унылую пору с чахоточной девой: “Как это объяснить? Мне нравится она, // Как, вероятно, вам чахоточная дева // Порою нравится. На смерть осуждена, // Бедняжка клонится без ропота, без гнева…” — тем самым проводя между ними параллель: и той, и другой суждено угаснуть, и та, и другая – воплощение красоты увядания.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Зарифа Шодмонова

    7/8

  • Юлия Машкина

    8/8

  • Анастасия Стешенко

    5/8

  • Анна Захватова

    7/8

  • Генадий Вранкалов

    8/8

  • Игорь Злынский

    8/8

  • Никита Басманов

    6/8

  • Максим Левин

    7/8

  • Женя Игушкин

    6/8

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 42.

Система образов

Стихотворение построено на чередовании возвышенных и сниженных образов. Первые характеризуют весну и лето, вторые – осень и зиму.

В центре находится образ поэта или лирического героя, который рассказывает о том, как он любит проводить осенние дни, зимние утра и вечера.

Большое место отведено образам осеннего пейзажа. Из них складывается общий портрет осени, которую Пушкин сравнивает с чахоточной девой и своей возлюбленной.

Столкновение столь противоречивых образов рождает интуитивное понимание идеи стихотворения: наиболее привлекательно для творческого человека то, что стоит на грани между жизнью и смертью. Осень – некое духовное пограничье, путь в мир творчества и поэтических открытий.

Центральные персонажи

Центральными персонажами стихотворения формально можно назвать автора и его читателя, которому адресован поэтический монолог.

Читатель выступает в роли предполагаемого оппонента, который мог бы возразить, что осень – не самое привлекательное время года. Ему-то и доказывает Пушкин, что это не так.

Ещё одним персонажем стихотворения становится Осень, которую, с помощью олицетворения, поэт превращает в живого человека.

Болезненная красавица, которая прощается с жизнью и знает о мире нечто большее, чем другие, трогает Пушкина своей мудрой и смиренной покорностью, строгостью и печалью. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной», — признаётся поэт.

Художественное своеобразие произведения

В изображении осенних пейзажей поэт использует ассонансы с гласными «у», «о», «и», чтобы передать затенённый колорит осенней природы.

Описывая зиму, Пушкин пользуется аллитерациями на «с», «з», «м», «н», подчёркивая мягкость, сглаженность её контуров, приглушённость тонов.

Говоря о весне и лете, поэт повторяет звонкие согласные «б», «д», резкий сонор «р», которые передают его раздражение. Игра звуков помогает настроиться на восприятие каждой новой микротемы стихотворения.

Лексика произведения приближена к разговорной. Она содержит такие просторечные слова, как «вонь», «киснуть», «сор», «комары да мухи».

Когда же речь идёт о творчестве, их сменяет книжная лексика: «полн», «незримый рой гостей», «душа стесняется». Поэт виртуозно использует слова разных стилей.

В тексте произведения немало обращений: «читатель дорогой», «ах, лето красное». Есть в нём ряды однородных членов, обособленные определения и сравнительные обороты.

Простые предложения в начале текста сменяются сложными, что соответствует логике развития авторской мысли: от видимого – к «незримому».

Центральные персонажи

Центральными персонажами стихотворения формально можно назвать автора и его читателя, которому адресован поэтический монолог.

Читатель выступает в роли предполагаемого оппонента, который мог бы возразить, что осень – не самое привлекательное время года. Ему-то и доказывает Пушкин, что это не так.

Ещё одним персонажем стихотворения становится Осень, которую, с помощью олицетворения, поэт превращает в живого человека.

Болезненная красавица, которая прощается с жизнью и знает о мире нечто большее, чем другие, трогает Пушкина своей мудрой и смиренной покорностью, строгостью и печалью. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной», — признаётся поэт.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий