Влияние человека на природу: аргументы

Все знают, что человек и природа связаны друг с другом неразрывно, и мы наблюдаем ее каждый день. Это и дуновение ветра, и закаты и восходы, и созревание почек на деревьях. Под ее влиянием складывалось общество, развивались личности, формировалось искусство. Но и мы оказываем на окружающий мир ответное влияние, но чаще всего отрицательное. Проблема экологии была, есть и будет актуальной всегда. Так, многие писатели затрагивали ее в своих произведениях. В этой подборке перечислены самые яркие и сильные аргументы из мировой литературы, которые затрагивают проблематику взаимного влияния природы и человека. Они доступны для скачивания в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

“Царь-рыба” повесть Виктора Астафьева

Виктор Астафьев показывает нам в повести единение и одновременно противостояние человека и природы. Автор указывает, что любое действие человека приводит к какому-либо результату. И только сам человек решает, будет он потребителем или будет помогать природе по мере своих сил. Астафьев через сцену противостояния Игнатьича и Царь-рыбы, которая олицетворяет природу в общем, говорит, что мы сами уничтожаем природу, а потом и уничтожим сами себя. Он не повествует об умеренном пользовании природными ресурсами, которые способны поддержать жизнь в человеке, но крайне негативно отзывается от бездушной эксплуатации природы ради денег и наживы.

Рис. 1.

Рис. 1. «Царь-рыба». Художник Олег Михайлов

Игнатьич является браконьером. После того, как он встречает царь-рыбу, он несмотря на поверие, хочет ее убить, и достать два ведра икры. Но природа возьмет свое, чудом спасается Игнатьич. Его спасение произошло только после покаяния в своих грехах.

Любовь к природе

  • И.С. Тургенев «Записки охотника». Вместе с героями цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» читатели ощущают весь колорит красот России. Особенностью произведений служит ярко-выраженное описание окружающей среды. Автор подмечает, как живая природа влияет на настрой и чувства людей. Так, простой крестьянин Калиныч из рассказа «Хорь и Калиныч» вдохновляется, глядя на природу, и обретает благодушие, за которое его все так любят. А крестьянские дети из рассказа «Бежин луг», вынужденные работать с самого раннего детства, находят радость и веселье наедине с лесом, лугами и реками. Иван Тургенев уделил особое внимание подробному описанию явлений природы: читатель ощущает шум листьев деревьев, пение птиц, спокойствие ветра. Природа в рассказах Тургенева дарит атмосферу спокойствия и умиротворения. Автор любит родные края и изображает их во всей красе.
  • Лирика С. Есенина. Сергей Есенин – один из ярчайших представителей отечественной литературы, который уделяет особую роль природе своей большой и малой Родины. В своих стихотворениях поэт боготворит не только Русь, как страну в целом, но и отдельно выделяет свой родной поселок, село Константиново. Именно просторы родного села побудили в Есенине ту страсть и тот пыл к поэзии. Поэт красочно и ярко передает полную палитру красок любого времени года, любого пейзажа в стихотворной форме, что будоражит воображение читателя. Так, на примере творчества поэта Сергея Есенина можно увидеть, что природа имеет зеркальное отражение в настроении писателя. Он черпает в ее просторах вдохновение для творчества.
  • Творчество Ф.И. Тютчева. В своем творчестве, Ф.И. Тютчев наделил образ природы человеческими качествами. Окружающий мир способен испытывать как яркие, светлые эмоции, так мрачность и тревогу. «Люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Несмотря на переменчивость и непостоянство погоды, Федор Иванович любит и принимает её в любом настроении и обличии. Так, через призму стихотворений поэта можно увидеть, как иногда погода может синхронизироваться с внутренним состоянием души человека. Автор побуждает нас оберегать окружающий нас мир и относиться к нему с уважением.
  • “Отцы и дети” роман Ивана Сергеевича Тургенева

    Знаменитая фраза “природа не храм, а мастерская”, принадлежащая Евгению Базарову, говорит о его эгоизме. Базаров думает только о себе, для него природа — лишь инструмент, который должен приносить пользу. В романе есть эпизод, где Евгений бездушно ломает ветки деревьев лишь из-за того, что у него плохое настроение.

    Важно! Он был химиком, но его пренебрежительное отношение к природе сыграло с ним злую шутку — он умер от болезни, от которой так и не придумал вакцины. Природа не смогла стать его мастерской.

    Рис. 2. Евгений Базаров. Художник Д. Боровский

    Рис. 2. Евгений Базаров. Художник Д. Боровский

    О самой теме


    Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

    аргументы природа и человек

    Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем – ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

    Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

    “Прощание с матерой” повесть Валентина Распутина

    Повесть просто пропитана любовью к природе. Персонажи боготворят родную землю, считают ее своей кормилицей и помощницей. Они хотят сберечь природу для потомков, однако молодому поколению этого не надо, оно считает, что человек — хозяин природы. Молодые люди восхищаются постройкой ГЭС, но дети не задумываются, что ГЭС уничтожает уникальные природные объекты, леса, поля. Новое поколение хочет поскорее уехать в город. Даже когда героиня Дарья просит своего сына скосить сено, он не знает, как это делать, зато он обучен работать на ГЭС.

    Важно! Повесть заканчивается таинственным воем хозяина острова. Последние жители слышат его и понимают, что именно на острове они жили в ладах с природой и правильными ценностями.

    Рис. 3. Прощание с Матерой. Иллюстрация С. Элоян

    Рис. 3. Прощание с Матерой. Иллюстрация С. Элоян

    Тезисы

    • Человечество – только малая часть планеты, которая поражает колоссальным разнообразием своих ландшафтов, омывается огромными водоемами-океанами, населена бесчисленным количеством живых существ.
    • Лозунг «Человек — царь природы» в корне не верен. Мы – неотъемлемая, но далеко не доминирующая часть природы, к которой, к огромному сожалению, мы относимся зачастую не просто потребительски, а преступно, не задумываясь о последствиях своих же действий.
    • Меркантильные интересы крупных корпораций или отдельных лиц, потребительское отношение к ресурсам природы, их злоупотребление и почти бесконтрольное загрязнение окружающей среды не могут не привести к губительным для экосистемы последствиям, что безусловно отражается на жизни природы и человека как её части.
    • Вырубка лесов в разных уголках мира, от сибирской тайги до лесов Амазонии, которая приводит к изменению климата в регионах, массовой гибели многочисленных живых существ, из-за уничтожения их среды обитания — это проблема экологии, которую необходимо решать здесь и сейчас, а не перекладывать на плечи потомков.
    • Тотальное загрязнение экосистем продуктами нефтепереработки и промышленными отходами окружающей среды уже стало банальной темой, частые разливы нефти в результате аварий танкеров, губительное и не до конца изученное влияние техногенных катастроф на атомных электростанциях – всё это результат абсолютно неприемлемого отношения человечества к природе и как следствие, за конец 20-го и начало 21-го века в разных регионах мира, возникают небывалые раньше стихийные бедствия, например смерчи и цунами возникают в таких регионах планеты, в которых их появление раньше считалось невозможным. Несмотря на это, человечество учится выживать и возрождаться даже после самых разрушительных бедствий: от ужасных засух до уничтожающих всё на своём пути ураганов, землетрясений и наводнений.
    • «Давным-давно жил-был… мир, полный чудес. Люди называли планету Землей – так же, как и почву у себя под ногами, дарующую своим обитателям всё, что необходимо для жизни. И люди, не задумываясь, пользовались этими щедрыми дарами. Они жадно отбирали у Земли её чудеса. Они портили и разрушали до тех пор, пока не добрались до самого сердца планеты. А когда спохватились, было уже поздно – они полностью разграбили свой мир, не оставив ничего». Д. Бертанья «Водный мир».

    “Война и мир” роман-эпопея Льва Николаевича Толстого

    Толстой часто обращается к природе в романе. Автор считает, что именно она способна оживить человека, дать ему силы идти дальше. Ясное небо под Аустерлицем видит Андрей Болконский, голубое небо дает ему силы выжить, понять свое предназначение. А после сцены со старым дубом Андрей Болконский говорит, что жизнь только начинается, и он может, как этот дуб, простоять долгие годы, если будет жить по совести и в любви к природе.

    Рис. 4.

    Рис. 4. «Война и мир». Иллюстрация А.В.Николаева

    Потребительное отношение к природе

    • Астафьев Виктор Петрович, “Царь-рыба”. Это одно из самых известных произведений великого советского писателя Виктора Астафьева. Главная тема повести — единство и противостояние человека и природы. Писатель указывает на то, что на каждом из нас лежит ответственность за то, что он совершил и что происходит в окружающем мире, неважно — хорошее или плохое. Также в произведении затронута и проблема масштабного браконьерства, когда охотник, не обращая внимания на запреты, убивает и тем самым стирает с лица земли целые виды животных. Так, столкнув своего героя Игнатьича и матушку-природу в лице Царь-рыбы, автор показывает, что собственноручное уничтожение нашей среды обитания грозит гибелью нашей цивилизации.
    • Тургенев Иван Сергеевич, “Отцы и дети”. Пренебрежительное отношение к природе рассматривается и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, отъявленный нигилист, заявляет прямо: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Он не наслаждается окружающей средой, не находит в ней ничего таинственного и прекрасного, всякое ее проявление для него пустяки. По его мнению, “природа должна приносить пользу, в этом ее назначение”. Он полагает, что нужно забирать то, что она дает – вот незыблемое право каждого из нас. В качестве примера можно вспомнить эпизод, когда Базаров будучи в плохом настроении, пошел в лес и ломал ветки и все остальное, что попадалось ему на пути. Пренебрегая миром вокруг себя, герой попал в ловушку собственного невежества. Будучи медиком, он так и не сделал великих открытий, природа не дала ему ключей от своих потайных замков. Он погиб от своей же неосмотрительности, став жертвой болезни, вакцины от которой он так и не изобрел.
    • Васильев Борис Львович, “Не стреляйте в белых лебедей”. В своем произведении автор призывает людей бережнее относиться к природе, противопоставляя двух братьев. Лесник заповедника по фамилии Бурьянов, несмотря на свою ответственную работу, воспринимает окружающий мир не иначе, как к ресурс потребления. Он с легкостью и совершенно без зазрения совести срубал деревья в заповеднике для того, чтобы построить себе дом, а его сын Вова и вовсе был готов замучить щенка, которого он нашел, до смерти. К счастью, Васильев противопоставляет ему Егора Полушкина, его двоюродного брата, который со всей добротой души бережет естественную среду обитания, и хорошо, что есть все-таки такие люди, которые заботятся о природе и стремятся сохранить ее.

    Гуманизм и любовь к окружающему миру

    • Эрнест Хемингуэй, “Старик и море”. В своей философской повести “Старик и море”, которая была основана на подлинном событии, великий американский писатель и журналист затронул многие темы, одна из которых — проблема взаимоотношения человека и природы. Автор в своем произведении показывает рыбака, который служит примером того, как нужно относиться к окружающей среде. Море кормит рыбаков, но и добровольно уступает только тем, кто понимает стихию, ее язык и жизнь. Также Сантьяго понимает и ответственность, которую несет охотник перед ореолом своего обитания, чувствует вину за то, что вымогает пищу у моря. Его тяготит мысль о том, что человек убивает своих собратьев для того, чтобы пропитаться. Так можно понять основную мысль повести: каждый из нас должен понимать свою неразрывную связь с природой, чувствовать вину перед ней, и пока мы несем ответственность за нее, руководствуемся разумом, то Земля терпит наше существование и готова делиться своими богатствами.
    • Носов Евгений Иванович, “Тридцать зерен”. Еще одним произведением, подтверждающим, что гуманное отношение к другим живым существам и природе — это одна из основных добродетелей людей, является книга “Тридцать зерен” Евгения Носова. Здесь показывается гармония между человеком и животным, маленькой синичкой. Автор наглядно демонстрирует то, что все живые существа — братья по происхождению, и нам необходимо жить в дружбе. Синичка поначалу боялась идти на контакт, но поняла, что перед ней — не тот, кто поймает и запрет в клетке, а тот, кто защитит и поможет.
    • Некрасов Николай Алексеевич, “Дедушка Мазай и зайцы”. Это стихотворение знакомо каждому человеку с детства. Оно учит помогать братьям нашим меньшим, бережно относится к природе. Главный герой — Дед Мазай — охотник, а это значит, что зайцы должны быть для него, прежде всего, добычей, пропитанием, но его любовь к месту, где он живет, оказывается выше, чем возможность получить легкий трофей. Он не только спасает их, но и предупреждает, чтобы не попадались ему во время охоты. Не это ли высокое чувство любви к матушке-природе?
    • Антуан де Сент-Экзюпери, “Маленький принц”. Главная мысль произведения звучит голосом главного героя: “Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету”. Человек — не царь, не король, и он не может управлять природой, но может позаботиться о ней, помочь, следовать ее законам. Если бы каждый житель нашей планеты следовал этим правилам, то наша Земля была бы в полной безопасности. Из этого следует, что нам необходимо заботиться о ней, бережнее к ней относится, ведь все живое имеет душу. Мы приручили Землю и должны быть за нее ответственны.

    Проблема экологии

    • Распутин Валентин “Прощание с Матерой”. Сильное влияние человека на природу показал в своей повести “Прощание с Матерой” Валентин Распутин. На Матере люди жили в гармонии с окружающей средой, берегли остров и хранили его, но власти нуждались в постройке гидроэлектростанции, и решили затопить остров. Так, под воду ушел целый животный мир, о котором никто не позаботился, лишь жители острова почувствовали вину за “предательство” родного края. Так человечество разрушает целые экосистемы из-за того, что нуждается в электричестве и других ресурсах, необходимых для современной жизни. Оно с трепетом и пиететом относится к своим условиям, но совершенно забывает о том, что целые виды растений и животных гибнут и уничтожаются навсегда из-за того, что кому-то понадобилось больше комфорта. Сегодня та местность перестала быть индустриальным центром, заводы не работают, а вымирающим деревням не нужно столько энергии. Значит, те жертвы и вовсе были напрасными.
    • Айтматов Чингиз, “Плаха”. Разрушая окружающую среду, мы разрушаем и свою жизнь, свое прошлое, настоящее и будущее — такая проблема поднимается в романе Чингиза Айтматова “Плаха”, где олицетворением природы выступает семья волков, которая обречена на смерть. Гармония жизни в лесу была нарушена человеком, который пришел и рушит все на своем пути. Люди устроили охоту на сайгаков, а причиной такого варварства послужило то, что возникло затруднение с планом мясосдачи. Таким образом, охотник бездумно разрушает экологию, забывая о том, что он сам — часть системы, и это, в конце концов, скажется на нем самом.
    • Астафьев Виктор, «Людочка». В данном произведении описывается следствие наплевательского отношения властей к экологии целого региона. Люди в загрязненном, пропахшем отходами городе озверели и бросаются друг на друга. Они утратили естественность, гармонию в душе, теперь ими правят условности и первобытные инстинкты. Главная героиня становится жертвой группового изнасилования на берегу помойной реки, где текут гнилые воды – такие же прогнившие, как нравы горожан. Никто не помог и даже не посочувствовал Люде, это равнодушие довело девушку до самоубийства. Она повесилась на голом кривом дереве, которое тоже погибает от безразличия. Отравленная, безысходная атмосфера грязи и ядовитых испарений отражается на тех, кто сделал ее такой.

    Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    • 11 класс
    • аргумент из литературы
    • ЕГЭ по русскому языку
    • пример из литературы
    • природа и человек
    • проблема экологии
    • сочинение к ЕГЭ
    • сочинение-рассуждение

    Читайте также:

    Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

    комментария 2

    Аргументы из литературы

    • И.А. Бунин «Антоновские яблоки». И. А. Бунин – настоящий мастер прозы. Читая многие его произведения, мы любуемся картинами природы, так талантливо написанными автором. Достаточно прочитать несколько строчек рассказа «Антоновские яблоки», чтобы представить всю прелесть осени, красоту и очарование бабьего лета. Кажется, писатель наделен особым зрением, слухом, обонянием. Будто талантливый художник, автор рисует необыкновенные картины природы. Он показывает каждую деталь, каждую мелочь окружающего мира: бирюзовое небо, свет солнца, далекие звезды, пустые равнины. Читатель видит яркую, пышную озимь, подсохший и поредевший сад, кленовые аллеи, яркое пламя костра и тени, скачущие по земле. Переворачивая страницы произведения, мы вместе с рассказчиком будто вдыхаем аромат меда, душистый дым костра, запах опавшей листвы, антоновских яблок, мокрой древесной коры, грибную сырость оврага и жаркий аромат степей. Мы слышим пение птиц, шум ветра, мелодию дождя. В рассказе Бунина природа и человек неразрывно связаны: все переживания героя даны через описание окружающего мира. Светлые, радостные воспоминания рассказчика сопровождаются яркими картинами природы, светлыми красками рисует автор все вокруг: коралловые рябины, бриллиантовое созвездие Стожар, чистый, чуткий воздух, ослепительное пламя костра. Но как только омрачается настроение героя, сгущаются и темнеют краски: небо становится сумрачным, равнины пустеют, а барин сереет. Но родная природа мила автору во все времена года, он умеет находить в ней особую прелесть и с огромной любовью рассказывает об этой неповторимой красоте своим читателям.
    • М.М. Пришвин «Кладовая солнца». М.М. Пришвин – большой знаток природы. Он знает многие ее загадки, тайны, поэтому щедро делится своими знаниями с читателями. В сказке-были «Кладовая солнца» писатель с особой любовью рассказывает о богатствах природы. Вместе с героями произведения он приводит читателей на Блудово болото, которое хранит в себе несметные сокровища. Деревья, кустарники, травы, растущие там, тянутся к солнцу, пропитываются его теплом, а умирая, превращаются в торф. Поэтому и называют болота «кладовыми солнца». Там же растет полезная ягода клюква, за которой на болото отправляются Настя и Митраша. Природа щедро делится с людьми своими несметными богатствами: и ягодами, и торфом. Но не всякому, по словам автора, она открывает свои «кладовые солнца», а только добрым, щедрым, мудрым людям, тем, кто умеет распоряжаться ее благами. М.М. Пришвин показывает лес, растущий на болотах, сказочным существом, который живет своей жизнью. Он шумит, будто предупреждая детей об опасности. Деревья кряхтят, как старики, от ветра, а иногда воют, склоняясь до самой земли. Автор трогательно рассказывает историю появление сосны и ели на болоте, как из маленьких семечек они появились, росли, борясь за место под солнцем. Как и люди, они умеют радоваться и страдать. Описание природы у М.М. Пришвина завораживает: картины борины, рассвета, болота, елани так живописны, что невольно возникает чувство, будто читатель оказался там вживую. По всему этому видно, что писатель безгранично любит природу и призывает всех нас жить с ней в мире, любить ее и беречь.
    • К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Есть люди, которые способны не только видеть и понимать красоту природы, но и передавать ее в музыке, живописи или литературе. И вроде бы они смотрят на окружающий мир такими же глазами, но, оказывается, эти люди намного зорче, чем все мы. Произведение К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» рассказывает о великом композиторе Эдварде Григе, который однажды в лесу встретил Дагни Педерсен, дочь лесника. Девочка собирала в корзину еловые шишки и до такой степени очаровала своей непосредственностью композитора, что он обещал ей сделать подарок, но не сейчас, а лет через десять, когда ей исполнится восемнадцать. После окончания школы Дагни уехала к тетушке и ее мужу, которые однажды пригласили героиню на концерт. Там, на концерте, девушка услышала композицию Грига, посвященную ей. В мелодии великого композитора Дагни услышала шум ветра в вершинах деревьев, песни пастушьих рожков, шум моря, свист птиц, ауканье детей, перезвон лесных колокольчиков. Это была музыка ее родины, удивительным образом переданная «волшебником и великим музыкантом». Известный композитор запечатлел в памяти каждый уголок природы, каждую травинку, каждое деревце, горы, леса, звезды на небе, легкую рябь моря, а потом сумел соткать из нот волшебную картину.

    Афоризмы

    • «Природа – отнюдь не выпестовавшая нас мать. Она есть наше творение», – говорил английский поэт и писатель Оскар Уайльд. Он считал, что природа – это не мать, благодаря которой человек появился на свет, а творение человека.
    • «Нет ничего более изобретательного, чем природа», – утверждал древнеримский философ и оратор Цицерон. Он называл природу изобретательной. Она лучше всякого талантливого мастера создает удивительные творения.
    • «Самое прекрасное в природе – отсутствие человека», – считал канадский поэт Блисс Кармен. Он был убежден в том, что природа сама по себе настолько прекрасна, удивительна и неповторима, что человек своим присутствием портит всю ее прелесть.
    • «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей», – писал немецкий философ, писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте. Он считал, что природа идеальна: она всегда серьезна, строга, права. Все плохое, что есть вокруг, исходит от человека.
    • «Природа полна непоследовательности. Иной раз она помещает голову старика на молодых плечах, другой раз полное жара сердце – подо льдом восьмидесяти», – считал американский эссеист, писатель и философ Ралф Уолдо Эмерсон. Он считал, что природа иногда преподносит человеку сюрпризы. Например, некоторых молодых людей наделяет мудростью стариков, а некоторые старики до конца жизни сохраняют полное жара сердце, какое у большинства имеется только в молодости.
    • «Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей», – говорил английский философ, историк и политик Фрэнсис Бэкон. По его мнению, природа может покориться лишь тем, кто сам ей покоряется, то есть живет с окружающим миром в ладу.
    • «Природа подобна женщине, которая любит наряжаться и которая, показывая из-под своих нарядов то одну часть тела, то другую, подает своим настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда-нибудь всю», – считал французский писатель и драматург Дени Дидро. Знаменитый классик сравнивал природу с кокетливой женщиной, которая любит наряжаться и дает своим поклонникам надежду на то, что когда-нибудь они откроют все ее секреты.
    • «Природа – это канва. Человек искони стремился прибавить к творению божьему кое-что от себя. Он переделывает его иногда к лучшему, иногда к худшему», – утверждал французский писатель Виктор Гюго. По его мнению, природа – это канва, которую можно сравнить с первым мазком кисти художника. Какая картина получится, зависит от человека, искони стремящегося прибавить что-то свое к творению Бога.
    • «Управлять природой можно, лишь подчиняясь ей», – говорил Фрэнсис Бэкон, английский философ и историк. Он утверждал, что природой нельзя управлять силой. Она подчиняется только тому, кто подчиняется ей.
    • «Сила природы очень велика», – говорил древнеримский политический деятель и философ Цицерон. Он утверждал, что природа очень сильна. Своими силами она способна делиться с человеком, подпитывать его своей энергией. Но если человек перестает ей подчиняться, начинает вредить ей, природа способна нанести сокрушительный удар.

    Поделитесь в соц.сетях:

    Оцените статью:

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...

    Добавить комментарий